nkbokov (nkbokov) wrote,
nkbokov
nkbokov

Category:

советские мародеры в Европе

    Почему, спрашивается, полотно Ханса Канона (Hans Canon) из коллекции Хатвани (Hatvany) было предметом особой секретности? Да потому, что оно не могло фигурировать в «добыче нацистов, захваченной в Берлине в 1945-м», ибо оно находилось в контейнере № VI, помещенном в Венгерский банк расчетов и обмена Каролом Весжелы (Károly Veszely) в сентябре 1942 года; вклад зарегистрирован этим учреждением под № 987, согласно инвентарю, составленному Яношем Хорватом (János Horváth)… Советское правительство выбрало 15 полотен для возврата неудачно: оно возвратило Венгрии картину, до которой нацисты не дотрагивались, но именно ее украла Красная армия в конце января 1945-го.
    И для того, чтобы скрыть подобные факты, задействовали машину дезинформации, которая работала до конца ХХ века. Еще в 1995 году Ирина Антонова, хранительница музея Пушкина, начавшая свою карьеру при Сталине, оправдывала невозвращение произведений тем, что Венгрия сотрудничала с Германией и что эти картины были проданы одному нацисту. Читатель может судить о правовой и моральной стороне «продажи» картин евреем-коллекционером нацисту в Будапеште в 1944-м; нужно ли говорить, что он ни в коей мере не ответственен за коллаборанство своей страны…
    Добавим к этому заявлению Ирины Антоновой, – отлично осведомленной о кражах Красной армии, поскольку, будучи тогда молодой практиканткой в музее Пушкина, она участвовала в их укрывании, – захватывающую историю, которую услышали от нее в Москве журналисты «Экспресса». Чтобы скрыть от них ограбление банков Будапешта советскими войсками, им рассказали, что в 1945 году «трофейная бригада Красной армии» захватила произведения из коллекций Херцога (Herzog) и Хатвани, предположительно проданных нацистам, и погрузила их «по ошибке» в поезд, отправляемый в Горький. Не объясняется, как это сотни произведений в сотнях ящиков могли быть погружены в поезд «по ошибке», почему, по обнаружении оной, груз не отправили следующим поездом в Венгрию… Она не объясняет, почему картины, принадлежавшие Хатвани, могли оказаться одновременно в Берлине и Будапеште… Но никто и не беспокоился об этих тайнах. Новая попытка оправдаться в 1995-м показательна и объяснима. Укрывание краденых произведений не прекратилось со смертью Сталина. Аппаратчики режима привыкли посещать секретные пещеры Али-Баба, дача Брежнева в Завидово была украшена таким с пособом, и за недорогую цену, и хотя немного действовавших лиц остаются в живых, их наследники продолжают, похоже, снабжать параллельный рынок. Тысячи украденных произведений и сегодня скрыты в запасниках новой России.

In : Thierry Savatier. L’origine du monde. Histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Ed. Bartillat, Paris, 2009, p. 146-7. Цитируемая статья: Alla Chevelkina, Éric Conan, Yves Stavridès. 1945-1995 : La saga des tableaux volés. L’Express, 10 août 1995.
Tags: Yves Stavridès, hans canon, hatvany, herzog, irina antonova, thierry savatier, Éric Conan, Ирина Антонова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment